16 яростных читателей: Рецензия на роман Дмитрия Балашова «Младший сын»
#16ЯРОСТНЫХЧИТАТЕЛЕЙ на связи!
Продолжаем рассказывать о прочитанном!
Сегодня Никита Петрушин делится впечатлениями о романе Дмитрия Балашова «Младший сын».
____________________________
Временами, обычно поздней осенью или зимой, мне хочется почитать чего-то неторопливого, обстоятельного – не что смотришь, как кино, а во что погружаешься, будто рядом с героями находишься. Сидишь на мягком диване, за окном минус, дома тепло и светло, а в книге:
«В обмерзшие, затянутые инеем окошки стало теперь ничего не видать, да еще для тепла одно из них задвинули задвижкой и заткнули ветошью, а в другое, вместо бычьего пузыря, вставили пластину ровного льда. Дома все чаще сидели в шубах, а, приходя со двора, греться залезали на полати».
И радуешься, как же тебе повезло жить в XXI веке, а не в XIII!
«Младший сын» – первый роман монументального цикла «Государи московские» филолога-русиста Дмитрия Балашова.
Земля русская уже сорок лет под гнетом ига. Умирают последние заставшие свободную Золотую Русь, и к власти приходят выросшие уже при ордынцах, принявшие их как данность. Страна будто состоит из нескольких городов-государств – от Великого Новгорода и богатой Твери до совсем убогонькой, никому не интересной Москвы, которую в качестве подачки завещают Данилу, младшему сыну Александра Невского. Единства между князьями нет: каждый тянет одеяло на себя, а это приводит к регулярным междоусобицам.
Однако ждать походов, интриг, сражений от романа не стоит. Они здесь будут, но мельком. Балашов концентрируется на повседневном быте наших предков: от мелочей, как мылись в печи или именовали людей в разных местах (в Великом Новгороде – уважительно, а «у них на Низу: Федюхами да Маньками»), до подробных и весьма красочных рассказов о том, как собирали кормы (то есть налоги) или рубили (не строили!) дом.
Что до сюжета – его здесь нет, как нет и ярких в художественном отношении персонажей. Есть Федор, сын ратника, и Данил – его друг детства, «московский князь», который с течением жизни эти кавычки уберет. Взросление, возмужание и старение (около 40 лет) этих героев проходит через всю книгу, и именно с их точки зрения подается самое интересное.
Федор отвечает за демонстрацию крестьянской жизни, и его сюжетная линия схожа с развитием персонажа в ролевой видеоигре. Без шуток! Научился грамоте и счету, смог выполнить «квест» торговца (помог с учетом товара) – получил важную информацию; обрел коня – открылась карьера гонца; доспех от отца в наследство достался – ну, теперь можно и дружинником стать!
Жизнь Данила менее суматошна и непредсказуема. Он хороший управленец: строит себе тихонько Москву, в междоусобицу между старшими братьями старается не лезть. Женился удачно, дети растут, предателей и интриганов в окружении нет.
Остальные герои, кажется, добавлены по принципу «из песни слов не выкинешь». Были и были. Даже князь Андрей Городецкий выглядит третьестепенным персонажем, а ведь он – основной источник конфликтов и одна из главных причин разорений Руси в конце XIII века.
Так что это за роман тогда, без героев и сюжета?
А вот. Роман-хроника. Его главные особенности можно считать и главными недостатками.
Скажем, построение. Крестьяне, бояре и князья просто живут, а Балашов их бытие описывает. Описывает увлекательно, но в цельное повествование истории не складываются. Хотя некоторые из них действительно прекрасны. Например, как Федор впервые на кормление ходил, где его дурачили. Или как Данил Московский своего сыну Юрку воспитывал. А уж о нашествии Дюденевой рати и говорить нечего: массовый исход народа в леса, сдача городов без боя, отчаянные попытки избежать столкновения с врагом описаны так напряженно и захватывающе, что я прочитал эти главы влет.
Второй специфический момент – проповеди, думы и монологи о судьбе Руси, власти, равноправии и многом другом. Они на самом деле хороши и небанальны (сам удивился!), но зачастую назидательны, а это не каждому придется по душе.
«И вот и лепота, и ум остр, и красно украшенная речь, а надо всем: «Дай! Дай! Дай!» Дай, княже, серебра, дай место при себе, при дворе, дай милостей, дай сокровищ… И вот – разнесли, разорвали, выжрали, не оставя ничего на трудный год. Похоть власти, жизнь чрева. Давай! Давай! Жирно едя и пия, в красных сапогах ходючи… И все совокуплено, и сила большая, и жирен пирог – до часу. А час пришел – где пирог? И уже тут будут у кого угодно и как угодно просить: дай!»
А еще размышления эти порой весьма хлестки:
«Свой-то подлец еще хуже. Чужого видать, а етот, как тяжко ему – „я с вами!‟. За твоей спиной отсидеться. Как доходы делить – „я впереди!‟. А как беда обчая – „мне су и дела нет!‟. Землю продаст, серебро с собою, и укатил в иное княжесьво. Нет, ты тута живи, тута и обиходь!»
Ну и язык романа, как видите, стилизован. Привыкнуть к нему можно, но чтение совсем легким не станет. Если цитаты в этой рецензии показались вам неудобоваримыми, то за книгу браться смысла нет: читать замучаетесь, ведь она вся в такой манере написана.
В итоге порекомендовать ее хочется, да не можется. Роман «Младший сын» – этнографическая экспедиция в Русь XIII века. Оно вам надо? Если да, если хотите заглянуть в клеть крестьянина и хоромы князя, прогуляться по улицам торга и погулять на свадьбе, посу́мерничать с женщинами и поприсутствовать на княжеском снеме, то варианта лучше вы вряд ли найдете. Но если подобное вам неинтересно, роман наверняка покажется очень скучным.
Однако…
Через месяц после прочтения я обнаружил, что у книги удивительно хорошее послевкусие – примерно как после продолжительного, а в конце даже утомительного путешествия. Спустя время о тяготах не вспоминаешь, в голове лишь мысль: а здорово было, вот бы повторить! Так и мне теперь очень хочется вернуться в мир «Государей московских» и узнать, как сложится жизнь у героев и их потомков, как изменится их быт, культура, а может, и традиции.
Ведь в XIV веке на Руси грядут тяжелые времена…
Книгу можно взять почитать в отделе обслуживания на первом этаже.